13.03.2014

Перенасыщение рынка бетона

В сегменте товарного бетона Петербурга и Ленобласти кризис перепроизводства. Мощности действующих игроков уже в 6 раз превышают реальные потребности рынка. Цены на бетон снижаются. Но низкий порог вхождения в сегмент делает его привлекательным для новых игроков.
Они часто экономят на качестве продукции. Если ситуация не выправится, регион ждут новые аммиачные скандалы, предупреждают эксперты.

 

Кризис перепроизводства

По данным компании «Решение», объем бетонного рынка СПб и ЛО в 2013 году вы­рос на 5-7% и достиг 6,1 млн м3. В этом го­ду, по прогнозу, он прибавит еще 6%.

В городе работают не менее 162 бетон­ных узлов от 93 компаний (в 2011 году уз­лов было 100, а компаний — 70).

«Узлы находятся в прямой видимости друг от друга. Такой плотности их разме­щения нет больше нигде. Это самый кон­курентный рынок стройматериалов», — говорит руководитель компании «Реше­ние» Александр Батушанский. По его дан­ным, средняя выработ­ка бетонных производств в городе — 37 тыс. м3 в год. Но их загрузка составляет лишь 15-18%. А у ведущих игроков с рыночной долей более 3% — 30-50%. «Про­ектные мощности заво­дов в 6 раз превышают ре­альные потребности рын­ка», — констатирует Алек­сандр Батушанский.

За минувший год цены на бетон снизились, хотя его составляющие, щебень и песок, а также ресурсы монополистов подорожали.

Рентабельность это­го бизнеса, по подсчетам экспертов «Решения», колеб­лется около нуля. «При ны­нешних ценах на бетон предприятие со средним объемом выработки никог­да не окупится», — говорит Александр Батушанский.

Затраты на организацию бетонного бизнеса сущес­твенно превышают ожи­дания инвесторов. «Сейчас бетонный рынок — рынок потребителя. Чтобы сохра­нить клиентуру, произво­дители вынуждены да­вать покупателям отсрочки по оплате товара. И эти от­срочки значительно больше тех, что сами производите­ли получают от поставщи­ков. Со многими покупате­лями приходится подпи­сывать договоры, фикси­руя цены на год, что в си­туации падения цен тоже очень невыгодно. Многие производители остро нуж­даются в оборотных сред­ствах и могут докатиться до банкротства», — добав­ляет гендиректор компа­нии «ТСК Бетон» Максим Кирпичев.

«В кризис среди произво­дителей бетона ходил чер­ный список потребителей- неплательщиков. Надо эту практику возобновить. Объ­ем неплатежей растет», — подтверждает Сергей Китуничев из ГК «Беатон».

«Сейчас выход новичков на этот рынок равносилен самоубийству», — резюми­рует замдиректора компа­нии «Проммонолит» Миха­ил Бизяев.

 

Бизнес без регламентов

Но интерес бизнеса к бе­тонному рынку не осла бевает. Только за последний год в горо­де было открыто не менее 13 новых уз­лов. Дело не только в низком пороге вхо­да в сегмент (один завод стоит до 1,5 млн евро), но и в полном отсутствии государс­твенного контроля за этим рынком.

 

«Во времена СССР было плановое раз­витие ресурсной базы под руководством государства. И ситуация с перепроиз­водством была невозможна в принципе. Так же как она сейчас немыслима в дру­гих европейских странах, где берегут при­родные ресурсы», — говорит Михаил Бизяев. Он пояснил, что в Европе старают­ся использовать бетон низких марок, до­водя его до нужного качества добавками. «А мы потребляем высокомарочные це­менты, не думая об экологии, и позволяем работать в сегменте всем кому не лень», — сетует он. «Появляются на рынке вовсе не чудаки, которым деньги девать некуда. А люди, которые не прочь половить рыбку в мутной воде. Причем спрос рождает предложе­ние», — говорит гендирек­тор компании «Такси-Бе­тон» Андрей Бибиков.

По словам гендиректо­ра ООО «Лидер Бетон» Сер­гея Янкина, новички часто демпингуют. «Но возника­ет естественный вопрос — за счет чего? Ответ очеви­ден — начинаются фокусы с себестоимостью, а зна­чит — с качеством», — го­ворит он.

«Половина производи­телей бетона делает ка­чественный продукт, ос­тальные химичат, эконо­мя на этом до ю%», — под­тверждает коммерческий директор «ЛСР. Базовые — СЗ» Сергей Шестрюков.

«Беда в том, что советские ГОСТы на бетон отменены. А новые не разработаны Объединения строителей пытаются вводить свои стандарты. Но они очень противоречивы и пока вне закона», — говорит Миха­ил Бизяев. Чем это чрева­то — догадаться нетрудно. Эксперты с тревогой го­ворят о том, что при такой ситуации в отрасли зда­ния рано или поздно нач­нут рушиться и пахнуть аммиаком. Примеры, к со­жалению, уже были.

 

Сам себе производитель

За качество построек отве­чают застройщики. Многие из них уже создали собс­твенные лаборатории, что­бы следить за качеством бетона. А игроки покруп­нее открывают свои бе­тонные узлы. Но эксперты «Решения» говорят, что это не выход. «Во-первых, каж­дый должен заниматься своим делом. Во-вторых, это убыточный бизнес, ко­торый увеличит общие издержки застройщика. В-третьих, часто внутри компаний из-за этого воз­никают конфликты — меж­ду теми, кто производит, и теми, кто потребляет продукт. И наконец, ориен­тация не на рынок, а на внутреннее производство тоже может снизить качес­тво бетона. Получится так: за что боролись, на то и на­поролись», — заключили в «Решении».

 

Деловой петербург №34 от 06.03.2014